Ярлыки

 Холмс  наука  Дарвин : деньги .Ливан 9-11 Авантюрист Айвазовский алкоголь Англия антисемитизм античеловечество Апокалипсис арабы Аргентина армения армия армяне астма Атлас атом Афганистан Африка батька Беларусь Белорусь Берлускони беспорядки билл гейтс боевое искусство болезни брак Брежнев Британия будущее вакцина Варшава ваххабиты веллер Венесуэла вера Вердум версия видео викиликс вино вирус вода война Волга Вселенная вулкан выборы Высоцкий вьетнам газ геноцид геополитика Германия Гибсон гипотеза Гитлер глобализация гмо гои голливуд голубой гольфстрим гомики гормоны гречка грипп Грузия Давос демократия деньги дети диабет долг евреи Европа Египет Египт еда Емельяненко ЕС железо забавное зазеркалье звращение здоровье Земля зерно знаки золотая орда золото израиль империя индейцы интересно интернет инфляция информация ирак иран ирландия искусство история Италия каганович Кадаффи казань Калашников Камерон Канада карикатура катастрофа Катынь Кашин Квачков кино киргизия кириенко Китай климат книга Колчак Корея королева Кремль крестоносцы кризис кровь Крым Кургинян курды Лайтман ледовое побоище Ленин либерализм либералы либерасты Либерман Ливия Литва Лопатников Лукашенко мавр Мавроди Магадан мак манежная масоны МВД медведев медицина Мексика меланж мировое правительство ММА молоко монголия мудрость музыка Муравьев мурзилка Мухин МХАТ мысли Мюнхен Набоков наркота наркотики НАТО наука Некрасов Немцов нефть Нигер нло норвегия Обама общество ОДКБ омон Онотоле опричнина оранжевый органы оружие пасха педерасты педофилы переворот пиво плакат плацента пожар Полански политика полоний Польша порок пословицы поэма праздник Премия имени Геббельса Прибалтика притча прогноз пропаганда пурим Путин радиация рассказ ребёнок революция религия роботы Рокфеллер Россия Ротшильд самолёт свастика семена сибирь сикорски сионизм сирия сканнер словакия сми Солнце спартак СССР Сталин Стариков стволовые клетки стерлигов стихи столешников США Табаков Тайланд тамплиеры татария театр терроризм технологии толерантность Толстой травы трансплантация Тунис Тургенев Турция убийство уйгуры Украина фамили фидель кастро фильм фото Франция Фрейд ФРС Фурцева Хазария Хазин хакеры ханука хеллоуин хлопок ходорковский Холмс холокост Хуцпа царь цвет цифры цунами цыгане чеснок Чехия Чехов Чечня чингиз-хан чтиво шиллс Ширвиндт Шотландия шпионы Шувалов экономика Эндгал энергетика ювеналка юпитер яд язык яйца Япония Facebook NWO

среда, 10 марта 2010 г.

Еврейский Крым

Еврейские коммуны в раннем СССР

С большим интересом прочитал книгу "В поисках Рая: о еврейском землеустройстве в Крыму", написанную израильтянином Деккель-Хеном и германцем Хиллигом (Хесед Шимон, Симферополь, 2004, 300 экз).

Совсем тезисно устройство еврейских сельскохозяйственных коммун в СССР в 1920-30-е годы выглядело так:

1)Этот проект американского Джойнта был официально антисионистским. Банкирская семья Варбургов, финансировавшая Джойнт, специально это подчёркивала -- в пику "палестинско-сионистскому проекту англичан". Варбурги считали, что Сион нужно строить в СССР, и не только из советских евреев, но и евреев Восточной Европы и даже Германии. Эту идею поддерживал и нееврей-Рокфеллер (также принимавший участие в финансировании Джойнта).

2)В середине 1930-х Джойнт даже разработал проект переброски сотен тысяч евреев из нацистской Германии в Биробиджан, однако этот проект сорвался из-за противодействия 3-х сторон: Германии, СССР и сионистов.

3)В Джойнте до начала 30-х годов было заинтересовано и правительство СССР -- это был главный легальный канал связи с правительством США и компаниями этой страны, но главное -- Джойнт стал главным поставщиком для СССР (причём безвозмездно) сельхозтехники. В общей сложности он потратил около 35 млн долларов (по ныненшним меркам -- это около 0,5 млрд долларов): на эти деньги закупались трактора и прочая сельхозтехника, насосы, электростанции и пр. оборудование.

4)Джойнт по настоянию правительства США создал разведсеть по всему СССР, пользуясь своим легальным статусом и возможностью доступа почти в любую точку СССР. К 1938 году -- времени окончания его работы в СССР -- у Джойнта было около 300-х агентов, в годы Большого террора они были практически все разоблачены (начиная с начала 30-х годов).

5)Представители Джойнта сами объясняли свёртывание его работы в СССР переориентацией советского правительства на Германию в начале 30-х годов (начиная примерно с 31-го года).

6)Джойнт осуществлял и реэмиграцию в СССР евреев из Палестины, для чего приходилось бороться с "реакционными колониальными британцами". Самая известная коммуна из таких реэмигрантов -- "Войо Нова" в Крыму ("новый путь" на эсперанто), около 100 семей, приезд в 1928-29 годах. Все они были выходцами левого крыла Гдуды. Фактически это был кибуц -- в сельхозкоммуне не платили денег за работу, люди жили огромной семьёй в бараках, дети отдавались в ясли и детдом при коммуне, коммунары не имели никакой личной собственности. В коммуне был установлен практически коммунизм.

7)Такие кибуцы предполагалось распространить по всей территории СССР, в т.ч. они должны были состоять из крестьян всех национальностей. Однако в конце 1929 года в советском правительстве победило "правое крыло", и была принято решение, что единственно правильная форма -- колхоз. Коммуны наподобие "Войо Нова", наоборот, были объявлены "левым перегибом".

Планировались и "промышленные кибуцы", прототипом которой была "Артель имени американского пролетарского Общества помощи еврейской колонизации в Советской России "Икор".

8)Первоначально Джойнтом предполагалось среди евреев распространить эсперанто (позднее -- и среди других национальностей СССР как язык межнационального общения, в частности, за это выступал "премьер-министр" Рыков). Однако позднее в СССР отказались от этой идеи.

9)Идею Еврейской республики в Биробиджане придумал не Сталин, а Джойнт -- ещё в 1926-28 годах.

10)Кролиководство как отрасль в СССР появилось благодаря первому председателю коммуны "Войо Нова" Менделю Элькинду. Он смог доказать в Совнаркоме, что "благодаря этим животным имеется возможность спасения населения от голода" (план создания отрасли был окончательно принят 16 августа 1929 года в Центральном Комзете). Специалисты "Войо Нова" с 1930 года начали обучение советских людей на кролиководов.

11)Антисионисты из "Джойнта" стояли и у истоков создания свиноводства в СССР

45.33 КБ
На фото 1 -- директор АгроДжойнта Розен, 2 -- секретарь АгроДжойнта Хаймэн -- на встрече с еврейскими коммунарами в Крыму, 1928 год

http://hasid.livejournal.com/993022.html

++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Ідея створення єврейської автономії в Криму: радянські документи


Руководство ЕАК - в правительство СССР
с предложением создать еврейскую республику в Крыму
21.02.1944


Зам. Председателя Совета Народных Комиссаров СССР тов. МОЛОТОВУ В.М.


Дорогой Вячеслав Михайлович!

В ходе Отечественной войны возник ряд вопросов, связанных с жизнью и устройством еврейских масс Советского Союза. До войны в СССР было до 5 миллионов евреев, в том числе приблизительно полтора миллиона евреев из западных областей Украины и Белоруссии, Прибалтики, Бессарабии и Буковины, а также из Польши. Во временно захваченных фашистами советских районах, надо полагать, истреблено не менее 1,5 млн. евреев.
За исключением сотен тысяч бойцов, самоотверженно сражающихся в рядах Красной Армии, все остальное еврейское население СССР распылено по среднеазиатским республикам, Сибири, на берегах Волги и в некоторых центральных областях РСФСР.
В первую очередь, естественно, ставится для эвакуированных еврейских масс, равно как и для всех эвакуированных, вопрос о возвращении на родные места. Однако в свете той трагедии, которую еврейский народ переживает в настоящей войне, это не разрешает во всем объеме проблемы устройства еврейского населения СССР.
Во-первых, в силу необычайных фашистских зверств, в особенности в отношении еврейского населения, поголовного его истребления во временно оккупированных советских районах, родные места для многих эвакуированных евреев потеряли свое материальное и психологическое значение. Речь идет не только о разрушенных очагах — это касается всех возвращающихся на родные места. Для огромной части еврейского населения, члены семей которого не успели эвакуироваться, речь идет о том, что родные места превращены фашистами в массовое кладбище этих семей, родных и близких, которых оживить невозможно. Для евреев же из Польши и Румынии, ставших советскими гражданами, вопрос о возвращении вообще не стоит. Оставшиеся же родственники их истреблены, и стерты с лица земли все следы еврейской культуры.
Во-вторых, ввиду необычного роста среди братских народов национальных кадров, строящих свою культуру, значительная часть интеллигенции еврейской национальности, ранее работавшей в различных областях национальной культуры братских народов, находит все меньшее применение своим силам, что приводит к дисквалификации большого круга этой интеллигенции.
Накопленную веками культурную энергию интеллигенция еврейской национальности могла бы с огромной пользой применить в строительстве еврейской советской культуры, которая имеет большие достижения. Но распыленность еврейского населения, составляющего во всех республиках незначительное меньшинство, не дает возможности это осуществить.
Фактически прекратилась политико-воспитательная и культурно-просветительная работа среди еврейских масс на родном языке. Имеющееся незначительное количество культурных еврейских учреждений (несколько театров, одно издательство и одна единственная еженедельная газета) не в состоянии удовлетворить культурные нужды и потребности более чем 3-миллионного еврейского населения.
Оставление огромной массы населения в распыленном виде, без политического и культурного воспитания на родном языке, создает свободное поле для происков чуждых и враждебных влияний.
В ходе войны обострились некоторые капиталистические пережитки в психике отдельных прослоек различных народностей, включая и часть их интеллигенции. Одним из наиболее ярких выражений этих пережитков являются новые вспышки антисемитизма. Эти вспышки всячески разжигаются фашистскими агентами и притаившимися вражескими элементами с целью подрыва важнейшего достижения советской власти — дружбы народов.
Эти нездоровые явления воспринимаются крайне болезненно всеми слоями еврейского населения СССР, которые показали себя подлинными патриотами родины героизмом своих лучших сынов и дочерей на фронтах Отечественной войны и в тылу. Проявление антисемитизма вызывает острую реакцию в душе каждого советского еврея без исключения еще и потому, что весь еврейский народ переживает величайшую трагедию в своей истории, потеряв от фашистских зверств в Европе около 4 млн. человек, т.е. около своего состава. Советский Союз — единственная же страна, которая сохранила жизнь почти половине еврейского населения Европы. С другой стороны, факты антисемитизма в сочетании с фашистскими зверствами способствуют росту националистических и шовинистических настроений среди некоторых слоев еврейского населения.
С целью нормализации экономического положения всех слоев еврейского населения и дальнейшего роста и развития еврейской советской культуры, с целью максимальной мобилизации всех сил еврейского населения на благо советской родины, с целью полного уравнения положения еврейских масс среди братских народов мы считаем своевременной и целесообразной в порядке решения послевоенных проблем постановку вопроса о создании Еврейской Советской Социалистической Республики.
В свое время была создана Еврейская автономная область в Биробиджане с перспективой превращения ее в Еврейскую Советскую Республику, чтобы таким образом разрешить государственно-правовую проблему и для еврейского народа. Необходимо признать, что опыт Биробиджана вследствие ряда причин, в первую очередь вследствие недостаточной мобилизованности всех возможностей, а также ввиду крайней его отдаленности от места нахождения основных еврейских трудовых масс, не дал должного эффекта. Но невзирая на все трудности, еврейская автономная область стала одной из самых передовых областей в Дальневосточном крае, что доказывает способность еврейских масс строить свою советскую государственность. Еще более эта способность проявлена в развитии созданных еврейских национальных районов в Крыму.
В силу всего вышеизложенного мы бы считали целесообразным создание еврейской советской республики в одной из областей, где это по политическим соображениям возможно. Нам кажется, что одной из наиболее подходящих областей явилась бы территория Крыма, которая в наибольшей степени соответствует требованиям как в отношении вместительности для переселения, так и вследствие успешного опыта развития там еврейских национальных районов.
Создание еврейской советской республики раз и навсегда разрешило бы по-большевистски, в духе ленинско-сталинской национальной политики проблему государственно-правового положения еврейского народа и дальнейшего развития его вековой культуры. Эту проблему никто не в состоянии был разрешить на протяжении многих столетий, и она может быть разрешена только в нашей великой социалистической стране.
Идея создания еврейской советской республики пользуется исключительной популярностью среди широчайших еврейских масс Советского Союза и среди лучших представителей братских народов.
В строительстве еврейской советской республики оказали бы нам существенную помощь и еврейские народные массы всех стран мира, где бы они ни находились.
Исходя из вышеизложенного, мы предлагаем:
1. Создать еврейскую советскую социалистическую республику на территории Крыма.
2. Заблаговременно, до освобождения Крыма, назначить правительственную комиссию с целью разработки этого вопроса.
Мы надеемся, что Вы уделите должное внимание нашему предложению, от осуществления которого зависит судьба целого народа.

С.М. МИХОЭЛС
ШАХНО
ЭПШТЕЙН
ИЦИК
ФЕФЕР


РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 246. Л. 169—172. Копия. Пометки: «Тт. Маленкову, Микояну, Щербакову, Вознесенскому. В.М. Молотов, 24 февраля 1944 г.», «В архив. Тов. Щербаков ознакомлен. 28 февраля 1944 г.»







Аппарат ЦК КП(б)У - в секретариат ЦК КП(б)У о "слабой работе" НКГБ УССР "по разоблачению сионистских элементов"
28.09.1944


Строго секретно
Секретарю Центрального Комитета КП(б)У товарищу КОРОТЧЕНКО Д.С.

По Вашему поручению нами проведено расследование материалов, изложенных в специальном сообщении наркома ГБ УССР тов. Савченко от 13 сентября с.г. «Об антисемитских проявлениях на Украине». […] Проверкой по существу установлено: […]
2. О националистических проявлениях отдельных представителей еврейского населения
В сообщении указано: «Следует особо остановиться на фактах националистических проявлений со стороны отдельных представителей еврейского населения и распространении ими провокационных слухов».
В подтверждение этого приведены факты проявления еврейского национализма со стороны журналиста Хаима Токаря, еврейских писателей Гофштейна и Шерфа, гражданки Бранд и старшего лейтенанта Красной Армии Ковтуна.
Проверкой этих фактов установлено:
О журналисте Хайме Токаре
[…] Токарь, ссылаясь на свою беседу с еврейским поэтом Фефером, […] распространяет по Киеву слухи о недавней беседе Фефера и артиста Михоэлса с товарищем Молотовым.
[…] Проверкой данных в отношении Токаря установлено: Токарь Хайм, по профессии журналист, член ВКП(б), до 1919 года состоял членом Бунда. […] Токарь подтвердил, что Фефер ему рассказывал о своем посещении тов. Молотова, а также о якобы согласии тов. Молотова о выделении для еврейского населения территории Крыма. […]

Зам. зав. оргинструкторским отделом ЦК КП(б)У АЛИДИН
Зам. зав. отделом кадров ЦК КП(б)У ЖУКОВСКИЙ
Зам. зав. отделом пропаганды и агитации ЦК КП(б)У ЗОЛОТОВЕРХИЙ


ЦГАООУ. Ф. 1. Оп. 23. Д. 1363. Л. 15—20. Подлинник.







Министр Государственной Безопасности СССР - Советскому руководству:
обвинение ЕАК в незаконной деятельности
26.03.1948


Совершенно секретно
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР - товарищу Сталину И.В., товарищу Молотову В.М.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ВКП(б) - товарищу Жданову А.А., товарищу Кузнецову А.А.


Министерством государственной безопасности СССР в результате проводимых чекистских мероприятий устанавливается, что руководители Еврейского антифашистского комитета, являясь активными националистами и, ориентируясь на американцев, по существу проводят антисоветскую националистическую работу. [...]
В 1944 году [...] впервые Комитетом был поднят вопрос о необходимости создания еврейской республики на территории Советского Союза. Для разработки документа по этому вопросу Еврейский антифашистский комитет привлек представителей еврейской интеллигенции, и после длительных обсуждений было решено войти с предложением в правительство о создании еврейской республики в Крыму. По агентурным данным известно, что непосредственное и активное участие в обсуждении и разработке указанного документа принимал Лозовский. Так, источник МГБ донес:
«Подготовка документа проводилась в спешном порядке, так как Лозовский говорил о необходимости ускорить его направление в правительство. Он дал понять, что наверху ждут документ и только в этом случае можно рассчитывать, что ко времени открытия очередного пленума Еврейского антифашистского комитета будет уже принято правительством определенное решение относительно создания особой Еврейской советской республики, Это заставило составителей торопиться. Однако расплывчатость документа была такова, что Лозовский счел нужным указать на необходимость внести два определенных пункта: во-первых, относительно места будущей Еврейской республики и, во-вторых, государственного органа для подготовки всего этого мероприятия. Это указание Лозовского было сочтено за передачу пожеланий сверху и сразу дало нужную определенность: вместо неопределенного пожелания «отвести для расселения еврейских масс ту территорию, которая будет сочтена возможной по политическим соображениям», в документе появилось предложение отвести под еврейскую республику территорию Крыма. В качестве предварительной меры предлагалось образование правительственной комиссии по организации Еврейской ССР». В связи с направлением этого документа в правительство развернулась пропаганда среди еврейского населения за поддержку данного проекта. Писатель Бергельсон заявлял:
«Надо решительно действовать, потом будет поздно. Надо иметь смелость брать на себя ответственность и прокладывать пути. Такой момент больше не повторится, и поэтому Михоэлс прав, ставя вопрос о создании республики. Не сомневаюсь, что мы превратим Крым в жемчужину. Друзья желают этого блага для евреев, а враги — чтобы они сконцентрировались территориально и не занимали бы благодаря своим способностям хороших мест в других частях СССР».
Писатель Перец Маркиш вскоре после направления письма в правительство собрал у себя на квартире писателей Добрушина, Грубьяна, Гофштейна и профессора Нусинова, которым предложил разработать свой проект письма, положив в основу тезис: «Нужно создать республику для сохранения еврейской культуры с тем, чтобы эта республика являлась духовным центром всего мирового еврейства». В этой связи Нусинов заявлял:
«Судьба еврейского народа во всех странах одинакова. Мы должны приветствовать создание еврейского государства в Палестине, и если у нас будет своя республика, то между ними будет установлена самая тесная духовная связь».
О направлении указанного выше письма в правительство сотрудники Еврейского антифашистского комитета широко информировали еврейское население.
Михоэлс заявлял, что «мы не делаем секрета из письма, его многие читают и еще больше о нем знают».
Еврейские националисты распространили слухи о том, что будто бы не Комитет внес предложение о создании еврейской республики, а, наоборот, правительство поставило этот вопрос перед Комитетом. Это обстоятельство способствовало созданию мнения в некоторых кругах еврейской интеллигенции, что предоставление евреям территории и, в частности, Крыма, является предрешенным вопросом. В Еврейский антифашистский комитет стали поступать различные проекты, письма и предложения о будущем устройстве еврейской республики. Члены Антифашистского комитета — Квитко и Нусинов — специально выезжали по этому вопросу в Крым и на Украину.
После того, как Комитет не получил положительного ответа на свой проект, еврейские националисты стали усиленно распространять слухи о том, что антисемитизм в стране не пресекается, растет и приобретает уже форму государственного антисемитизма. […]

АБАКУМОВ

РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 1012. Л. 53—71. Подлинник.







М.Ф. Шкирятов и В.С. Абакумов - И.В. Сталину о результатах проверки обвинительных материалов против П.С. Жемчужиной
27.12.1948


Товарищу СТАЛИНУ И.В.


По Вашему поручению мы проверили имеющиеся материалы о т. Жемчужиной П.С. В результате опроса ряда вызванных лиц, а также объяснений Жемчужиной установлены следующие факты политически недостойного ее поведения.
[...] Третий факт. В 1944 году, после возвращения Михоэлса и Фефера из командировки в Америку, они занялись составлением письма в Правительство, в котором выдвигали проект создания на территории Крыма еврейской республики. Эту свою националистическую затею, возникшую под влиянием еврейских реакционеров США, Михоэлс и Фефер решили продвинуть каким-либо путем через Жемчужину.
Фефер по этому вопросу на очной ставке с ней заявил:
«Михоэлс говорил мне, что у нас есть большой друг и назвал имя Жемчужиной: “Я все-таки об этом посоветуюсь с ней, стоит ли лезть с таким вопросом сейчас или временно отложить”. Спустя два дня Михоэлс мне позвонил и сказал, что он должен меня видеть. Я поехал к нему в театр, и он сказал, что советовался о Жемчужиной и она положительно относится к этому проекту, считает реальным и советует взяться за этот вопрос». [...]

М. ШКИРЯТОВ
В. АБАКУМОВ


РГАСПИ. Ф. 589. Оп. 3. Д. 6188. Л. 25—31. Копия. Разослано: тт. Сталину, Молотову, Маленкову, Кагановичу, Берия, Вознесенскому, Микояну, Булганину, Косыгину.







Из показаний Д.Н. Гофштейна о связях ЕАК и П.С. Жемчужиной с синагогой и об обстоятельствах инициации проекта еврейской республики в Крыму
05.01.1949


ПРОТОКОЛ ДОПРОСА арестованного ГОФШТЕЙНА Давида Наумовича


Гофштейн Д.Н., 1889 года рождения, еврей, с высшим образованием, член ВКП(б) с 1942 года. До ареста — еврейский поэт, член президиума Союза советских писателей Украины.

[…] ОТВЕТ. В марте 1945 года во время моего приезда в Москву я был приглашен в синагогу на траурное богослужение о погибших евреях во время второй мировой войны. [...] Мне особенно бросилось в глаза появление женщины, одетой в траурное платье, которая была с почетом встречена членами правления общины и проведена не на хоры, (второй ярус помещения, предназначенный по религиозным обычаям синагоги для женщин), а на возвышенность в первом этаже, где читают тору (пятикнижие Моисея), причем эта возвышенность предназначена только для почетных евреев-мужчин.
Заинтересовавшись причиной отступления от вековых обычаев, установившихся на молебствиях в синагоге, я спросил сидевшего рядом со мной КВИТКО, кто эта женщина. КВИТКО мне с гордостью ответил, что это близкий нам человек — Жемчужина Полина Семеновна. [...] В разговоре с БЕРГЕЛЬСОНОМ и КВИТКО я понял, что руководству еврейского антифашистского комитета удалось заручиться поддержкой влиятельных лиц, кого именно не сказали и обратили мое внимание, что на Украине также следует добиваться расширения нашего влияния.
ВОПРОС. С какой целью?
ОТВЕТ. С тем, чтобы легче было осуществлять националистическую работу и получить территорию для создания самостоятельной еврейской республики в Крыму. МИХОЭЛС, БЕРГЕЛЬСОН, ФЕФЕР и ДОБРУШИН буквально носились с этим своим проектом, доказывали мне, что ими уже проведена большая работа и что решение вопроса о Крыме является делом ближайшего времени. В целях популяризации среди евреев своей идеи создания еврейской республики в Крыму МИХОЭЛС и БЕРГЕЛЬСОН готовили в еврейском театре постановку пьесы «Принц Реубейни», в которой протаскивалась идея создания еврейского государства и его деятельная связь с другими странами. Постановка этой пьесы националистического характера была запрещена, но ее все же сумели переправить в США и издать там на еврейском языке.
В 1944 году МИХОЭЛС в одну из бесед сказал мне, что из Крыма выселены все татары и что там находится член еврейского антифашистского комитета генерал Яков КРЕЙЗЕР, а также направленная им в Джанкойский район группа еврейских писателей, которые собирают информацию о еврейских колонистах в Крыму. Все эти материалы о крымских евреях были пересланы в США или публиковались в газете «Эйникайт» в Москве. После же того, как советским правительством было отказано в предоставлении евреям Крыма, МИХОЭЛС, БЕРГЕЛЬСОН, ФЕФЕР и другие мои сообщники не отказались от своей идеи создания еврейской республики, но приложили больше усилий на то, чтобы через еврейские круги США оказать давление на советское правительство. Они рассчитывали, что международная обстановка в послевоенный период изменится в такую сторону, когда Америка сможет повлиять на Советский Союз в разрешении «еврейской проблемы». […]
Записано с моих слов правильно, мною прочитано.
ГОФШТЕЙН

Допросил:
Помощник начальника следственной части по особо важным делам МГБ СССР, подполковник ЛЕБЕДЕВ

ЦА ФСБ РФ. Архивная коллекция составителя. Подлинник.







Из показаний И.С. Фефера о деятельности ЕАК и его руководства
26.03.1949


ПРОТОКОЛ ДОПРОСА арестованного ФЕФЕРА Исаака Соломоновича


ФЕФЕР И.С., 1900 года рождения, уроженец м. Шпола Киевской области, из семьи сельского учителя, еврей, с незаконченным высшим образованием, член ВКП(б) с 1919 года. До ареста — ответственный секретарь Еврейского антифашистского комитета, еврейский поэт, член Союза советских писателей.

ВОПРОС. На прошлых допросах вы показывали о том, что еврейские националисты до последнего времени вынашивали надежды на получение для евреев Крыма. Что практически вами предпринималось в этом направлении?
ОТВЕТ. Незадолго до смерти МИХОЭЛСА я беседовал с ним о ближайших перспективах работы Еврейского антифашистского комитета. Несмотря на то, что прошел ряд лет с того момента, как было написано письмо о передаче евреям Крыма, мы не потеряли веру в «крымский проект». Во-первых, нас утешал тот факт, что никакого официального решения по этому вопросу не было. Во-вторых, переменив после пребывания ГОЛЬДБЕРГА в СССР нашу тактику в отношении Биробиджана, мы все же сомневались в концентрации там больших еврейских масс. Мы полагали, что придет время, когда советское правительство займется еврейским вопросом и в интересах оздоровления настроений еврейского населения, положит конец его рассеянности по территории СССР и соберет его в одно место. В связи с этим, как мы думали, Крым есть единственное место, которое сможет привлечь евреев.
ВОПРОС. И уже намечали кандидатуры в состав правительства еврейской республики?
ОТВЕТ. Вопрос о будущем «правительстве» еврейской республики неофициально, но весьма оживленно обсуждался членами президиума Еврейского антифашистского комитета. Это было вскоре после посылки нами письма в правительство с просьбой отдать Крым евреям. Возомнив себя чуть ли не государственными деятелями, мы уже заранее распределяли «министерские портфели» между наиболее активными националистами.
Разговоры о «правительстве» еврейской республики в Крыму обычно начинал ЭПШТЕЙН при появлении в комитете МИХОЭЛСА.
«Наш президент», — говорил ЭПШТЕЙН, указывая на MИХОЭЛСА и выдавая этими репликами свои сокровенные чаяния.
ВОПРОС. …Которые гнездились не только у ЭПШТЕЙНА, но и у вас?
ОТВЕТ. Не скрою, что такие разговоры отвечали моим настроениям и желаниям. Импонировали они и другим членам президиума Еврейского антифашистского комитета: МИХОЭЛСУ, ШИМЕЛИОВИЧУ, КВИТКО, МАРКИШУ.
ВОПРОС. Как же предполагалось распределить портфели в этом «правительстве»?
ОТВЕТ. По единодушному мнению членов президиума комитета МИХОЭЛС намечался на пост президента еврейской республики в Крыму. В качестве премьер-министра ЭПШТЕЙН намечал себя. Это, однако, не вызывало восторга у других членов президиума, так как ЭПШТЕЙН и в Еврейском антифашистском комитете не проявил себя как хороший организатор. Тем не менее, он никому не хотел «уступить» этот пост и при разных обстоятельствах, в особенности в 1944 году — году наибольших надежд на положительное разрешение крымской проблемы, ЭПШТЕЙН продолжал «формирование» еврейского правительства.
Главному врачу Боткинской больницы ШИМЕЛИОВИЧУ был обещан пост министра здравоохранения, при полном его удовлетворении. Заведующему кафедрой института права при Академии Наук СССР ТРАЙНИНУ Арону Наумовичу — министра юстиции, еврейскому поэту КВИТКО — министра народного просвещения, ГАЛКИНУ — заместителя министра просвещения, ЮЗЕФОВИЧУ — руководителя еврейских профсоюзов, МАРКИШУ — председателя союза еврейских писателей.
ВОПРОС. А вы на какой пост прочились?
ОТВЕТ. Меня ЭПШТЕЙН прочил председателем комитета по делам искусств.
ВОПРОС. Не скромничайте, ФЕФЕР. Известно, что вам, как «отличившемуся» во время пребывания в Америке, был обещан пост министра иностранных дел.
ОТВЕТ. Я не помню, чтобы меня прочили на пост министра иностранных дел еврейской республики. Возможно, что ЭПШТЕЙН и говорил кому-нибудь из членов президиума комитета об этом, но лично со мной такого разговора не было.
ВОПРОС. При распределении этих «государственных постов» не был забыт, конечно, и ваш киевских единомышленник СПИВАК?
ОТВЕТ. Нет, СПИВАКА мы тоже не забыли. Когда в 1944 году СПИВАК возвращался из Уфы в Киев и, будучи проездом в Москве, заходил в Еврейский антифашистский комитет, я и ЭПШТЕЙН посвятили и его в сущность «крымской проблемы». Мы сказали ему, поскольку «опыт Биробиджана» не дал положительных результатов, нами предприняты меры, чтобы создать еврейскую республику в другом месте и что наиболее подходящей территорией этого является Крым. При этом ЭПШТЕЙН в моем присутствии заявил СПИВАКУ, что скоро его кабинет еврейской культуры станет еврейской академией в Крыму и предложил ему готовиться к этому.
В положительное разрешение «крымской проблемы» мы верили еще и потому, что ГОЛЬДБЕРГ, как я уже показывал ранее, обещал оказать нам содействие путем соответствующего влияния на советское правительство через правительство США. В связи с этим мы решили, что необходимо напомнить американцам о Крыме, и в 1948 году направили в Крым еврейского писателя Самуила ГОРДОНА, чтобы послать в Америку новые сведения. ГОРДОН привез ряд очерков, из которых было видно, что в Крыму уже нет национальных еврейских колхозов и евреи работают совместно с русскими. Но на отдельных примерах и фактах ГОРДОН в своих очерках показал, что, несмотря на этот процесс ассимиляции, захвативший еврейские колхозы, в Крыму все же есть сила, на которую можно опереться при реализации «крымского проекта». Очерки ГОРДОНА были отправлены в Америку.
[...] ВОПРОС. Кроме попытки установить связь с миссией государства Израиль, что еще вы предпринимали в целях использования палестинских событий для вашей подрывной работы?
ОТВЕТ. В начале ноября 1948 года мы провели заседание президиума комитета, посвященное палестинской проблеме. На этом заседании было решено организовать митинг, посвященный еврейскому государству, который предполагалось транслировать по радио. По нашему мнению, этот митинг должен был поднять престиж комитета среди еврейского населения СССР и за рубежом. Мы рассчитывали выступить на митинге так, чтобы еврейские организации США поняли, что создание еврейского государства не только снимает «крымскую проблему», а наоборот, делает ее более актуальной, вследствие близости Крыма к Палестине. При наличии еврейской республики в Крыму мы бы легче установили «общееврейский фронт». Палестинские события лили воду на нашу мельницу. Мы видели бурный рост националистических настроений среди евреев и были уверены в том, что после отпадения Палестины как реальной возможности разрешить их национальные интересы эти настроения могут быть пущены в ход для нашей конечной цели, заключавшейся в концентрации евреев на территории СССР в Крыму или Биробиджане с привлечением американского капитала. [...]
Протокол с моих слов записан верно, мною прочитан.
ФЕФЕР

ДОПРОСИЛ:
Ст. следователь следчасти по особо важным делам МГБ СССР, майор КУЗЬМИН

ЦА ФСБ РФ. Архивная коллекция. Копия.




Обвинительное заключение по делу ЕАК
03.04.1952


УТВЕРЖДАЮ
ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА ГОСБЕЗОПАСНОСТИ СССР
полковник РЮМИН

Обвинительное заключение по следственному делу № 2354


[...] Поставив своей задачей объединение евреев для борьбы против национальной политики ВКП(б) и действуя по прямому сговору с представителями американских реакционных кругов, обвиняемые ЛОЗОВСКИЙ, ФЕФЕР, а также МИХОЭЛС и ЭПШТЕЙН (умерли), при поддержке своих сообщников домогались от Советского правительства предоставления территории Крыма для создания там еврейской республики, которую американцы рассчитывали использовать в качестве плацдарма против СССР.
Обещав МИХОЭЛСУ, ФЕФЕРУ и их единомышленникам оказать содействие в получении Крыма, представители реакционных кругов США потребовали от них обширных сведений об экономике Советского Союза и усиления националистической работы. Выполняя задания американцев, ЛОЗОВСКИЙ, ФЕФЕР, МИХОЭЛС, ЭПШТЕЙН и их сообщники под видом освещения жизни евреев в СССР направляли в США шпионскую информацию о работе промышленности, месторождениях полезных ископаемых, населении, научных открытиях и т.д., а также развернули националистическую пропаганду среди еврейского населения СССР. […]
[...] Находясь в Америке, [...] Вместе с РОЗЕНБЕРГОМ, ГОДЬДБЕРГОМ и БУДИШЕМ МИХОЭЛС и ФЕФЕР разработали конкретные мероприятия по усилению подрывной деятельности против Советского государства и получили от них вражеское задание – добиться заселения Крыма евреями, создав там самостоятельную еврейскую республику (т. 1, л. б3–66; т. 2, л. 63–73).
Об этом преступном сговоре с представителями еврейских реакционных кругов США обвиняемый ФЕФЕР на следствии показал:
«...РОЗЕНБЕРГ нам заявил, что американские еврейские круги могут оказать нам помощь только в том случае, если мы... отвоюем у Советского правительства Крым и создадим там самостоятельную еврейскую республику. Вы сами понимаете, – сказал РОЗЕНБЕРГ, – Крым нас интересует, с одной стороны, как евреев, а, с другой – как американцев... РОЗЕНБЕРГ нам прямо сказал, что Крым это – Черное море, это – Турция, это – Балканы» (т. 2, л. 66).
Получение МИХОЭЛСОМ и ФЕФЕРОМ вражеского задания от американцев подтвердил и обвиняемый ЛОЗОВСКИЙ, заявив на следствии:
«...По словам МИХОЭЛСА и ФЕФЕРА, наиболее откровенные разговоры они имели с РОЗЕНБЕРГОМ, с которым встречались несколько раз... РОЗЕНБЕРГ заявил МИХОЭЛСУ и ФЕФЕРУ, что если они хотят получить помощь от американцев, то должны добиться заселения Крыма евреями, создав там самостоятельную еврейскую республику. Причем, как сообщили мне МИХОЭЛС и ФЕФЕР, РОЗЕНБЕРГ прямо сказал, что в заселении Крыма евреями заинтересованы не только еврейские круги США, но и американское правительство. МИХОЭЛС и ФЕФЕР заверили РОЗЕНБЕРГА, что они приложат все усилия к тому чтобы получить согласие Советского правительства на передачу евреям Крыма» (т. 1, л. 64–65).
[...] По указанию ЛОЗОВСКОГО, МИХОЭЛС, ЭПШТЕЙН, ФЕФЕР, ЮЗЕФОВИЧ и ШИМЕЛИОВИЧ в январе 1944 года составили письмо в адрес Советского правительства, в котором требовали предоставить евреям территорию Крыма. В этом письме ЛОЗОВСКИЙ, ФЕФЕР и их сообщники клеветали на национальную политику ВКП(б) и Советского правительства, утверждая, что будто бы еврейское население в СССР «не устроено», а «еврейский вопрос» не разрешен. [...] (т. 1, л. 66; т. 2, л. 73–77; т. 7, л. 43–47, 331–332).
Анализируя документы, характеризующие деятельность обвиняемых, связанную с требованием предоставления евреям территории Крыма, эксперты в своем заключении от 23 февраля 1952 года отметили:
«...Авторы документа предлагают по сути дела сионистско-националистическое решение „еврейского вопроса“: организовать еврейскую... республику в Крыму, где поселить евреев... При этом в качестве основного ядра будущей республики предлагается поселить в Крыму 500 тысяч польских евреев. Документ содержит „угрозу“, если вопрос не будет положительно решен, – ухода польских евреев обратно в Польшу или в Палестину» (т. 33, л. 101–102).
Наряду с посылкой указанного письма в правительство главари Еврейского антифашистского комитета летом 1944 года командировали в Крым обвиняемого КВИТКО, поручив ему собрать подробные сведения об экономическом положении Крыма и возможностях заселения его евреями. На основании материалов, собранных обвиняемым КВИТКО, был составлен отчет, направленный ЭШТЕЙНОМ и ФЕФЕРОМ в США. Обвиняемый КВИТКО, подтверждая этот факт, на следствии показал:
«...В Крым я выезжал летом 1944 года, вскоре после его освобождения от немецких захватчиков... ФЕФЕР и ЭПШТЕЙН поручили мне собрать подробные сведения о положении в Крыму после изгнания оттуда немцев и о возможности направления в Крым евреев, находившихся в эвакуации... Я написал подробный обзор об экономическом положении в Крыму... Этот обзор я передал ФЕФЕРУ и ЭПШТЕЙНУ…» (т. 11 л. 55–61, 253–254, 267–272; т. 12, л. 250–251).
Будучи уверенными в положительном разрешении вопроса о Крыме и возомнив себя «государственными деятелями», МИХОЭЛС, ФЕФЕР, ЭПШТЕЙН и БЕРГЕЛЬСОН уже заранее распределяли министерские портфели в будущем «правительстве» еврейской республики между наиболее активными еврейскими националистами (т. 2, л. 230–284; т. 7, л. 42; т. 17, л. 197). [...]

Помощник начальника следственной части по особо важным делам МГБ СССР подполковник ГРИШАЕВ
Старший следователь следственной части по особо важным делам МГБ СССР подполковник КУЗЬМИН


ЦА ФСБ РФ. Архивная коллекция. Копия.

http://joanerges.livejournal.com/807220.html

4 комментария:

  1. Очень интересная тема. Подскажите, пожалуйста, источник информации п. 10) Кролиководство как отрасль в СССР появилось благодаря первому председателю коммуны "Войо Нова" Менделю Элькинду. ...
    Заранее благодарен,
    Яков, y.pasik@mail.ru

    ОтветитьУдалить
  2. Сталина можно упрекать только за то, что он был слишком мягок.

    ОтветитьУдалить
  3. Все ПРАВИЛЬНО ВСЕ РОДУ ПЛЕМЕНИ НЕ ЗАВИСИМО От рассы, национальности и эстетики - пришли на этот Материк! Где должна создаваться культура и политика Государства Союза Сооветских Социалестических Республик

    ОтветитьУдалить
  4. Есть вероятность что при нарастающих слухах о Крымской Палестине начали появляться решалы и обещалы, которые за некоторую плату, ссылаясь на знакомство с Михоэлсом, предлагали места, должности, участки. Когда же стало ясно что затея не удалась клиенты пообещали что пойдут к президенту Республики и собравшиеся по тревоге урки решили замочить его по тихому, чтобы связи с ними не было, а клиенты молчали.

    ОтветитьУдалить